Адаптированная образовательная программа для детей
                            компенсирующей и комбинированных группы 
                            на 2023 - 2024 учебный год.

Адаптированная образовательная программа педагога - психолога
                            для детей компенсирующей и комбинированных группы 
                            на 2023 - 2024 учебный год.

 
Мир "особого" ребёнка интересен и пуглив.
Мир "особого" ребёнка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мир "особого" ребёнка иногда он нас страшит...
Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?
Почему он так испуган? Почему не говорит?...
Мир "особого" ребёнка - он закрыт от глаз чужих
Мир "особого" ребёнка - допускает лишь своих.


 
Сегодня в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование даёт им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. При этом всем детям инклюзивной группы предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в воспитательно-образовательный процесс.
"Инклюзия" в переводе с английского зыка inclusive - означает "включённость", с франзуского языка inclusif - включающий в себя, от латинского include - заключаю, включаю, общим словом - включённое образование, термин, используемый для описания процесса обучения детей с ОВЗ в образовательны организациях.
Инклюзия (включение) - процесс, при котором что-либо включается, то есть вовлекается, охватывается, или входит в состав, как часть целого; это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.
Инклюзивное образование - это признание ценности различий всех детей и и способности к обучению, которое ведёт тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку. Это гибкая система, где учитывают потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему. Преимущества получают все дети, а не какие-то особые группы, часто используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания, дети с особенностями могут находится в группе полное время или частично, обучаясь с поддержкой и по  индивидуальному учебному плану.
Инклюзия - формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ.

На каких законодательных актах базируется инклюзивное дошкольное образование?

Законодательство Российской Федерации, в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья – как взрослых, так и детей. Эти гарантии закреплены в Конституции РФ и во многих законодательных актах России: 
1. Федеральном законе  Российской Федерации от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральном законе  от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
3. Постановлении Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 года N 175 «О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы» (с изменениями на 11.09.2012 года), в  иных нормативных правовых актах Российской Федерации.

Нормативно-правовые материалы в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации представляют документы нескольких уровней:
 

Международная нормативно-правовая база обучения, воспитания и образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Всемирная декларация об образовании для всех (Рамки действий для удовлетворения базовых образовательных потребностей) Джомтьен, Тайланд от 09.03.1990г.
http://www.conventions.ru/view_base.php?id=645
Всемирная декларация об образовании для всех была принята участниками Всемирной конференции «Образование для всех» в Джомтьене, Таиланд, 5-9 марта 1990 года с целью удовлетворения базовых образовательных потребностей всех людей. В статье 3 Всемирной декларации говорится о том, что Потребности инвалидов в образовании заслуживают особого внимания. Необходимо принять меры по обеспечению равного доступа к образованию для всех категорий инвалидов как неотъемлемой части системы образования.
Всемирная программа действий в отношении инвалидов Принята резолюцией 37/52 Генеральной Ассамблеи ООН от 03.12.1982

http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/prog3.shtml
Цель Всемирной программы действий в отношении инвалидов заключается в содействии эффективным мерам в целях предупреждения инвалидности, восстановления трудоспособности и реализации целей "равенства" и "полного участия" инвалидов в социальной жизни и развитии. Это означает создание таких же условий жизни, что и для всего населения. В области образования всемирная программа устанавливает, что обучение должно происходить, по возможности, в обычной школьной системе
Всеобщая декларация прав человека Принята Генеральной Ассамблеей ООН от 10.12.1948
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml
Статья 26 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. гласит: "Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам". Образование, таким образом, становится одним из важнейших способов интеграции лиц с ограниченными возможностями в общество. Для молодых инвалидов образование становится важнейшей предпосылкой успешной трудовой деятельности.
Декларация о правах умственно отсталых лиц Принята Генеральной Ассамблеей ООН от 20.12.1971

http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/retarded.shtml
Международный документ о правах умственно отсталых лиц декларирует, что они имеют в максимальной степени осуществимости те же права, что и другие люди, в том числе право на образование и обучение.
Декларация ООН о правах инвалидов Провозглашена резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи от 09.12.1975
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/disabled.shtml
Первый международный документ, принятый ООН в защиту интересов инвалидов в целом, являлся прогрессивным для своего времени. Декларация о правах инвалидов закрепляла право на уважение их человеческого достоинства, право на те же гражданские и политические права, что имеют другие лица. Недостатки документа заключались в том, что он носил рекомендательный характер и не устанавливал четких норм относительно реализации права на образование.

КОНВЕНЦИЯ О БОРЬБЕ С ДИСКРИМИНАЦИЕЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Принята 14 декабря 1960 года Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки в культуры на ее одиннадцатой сессии
http://www.owl.ru/win/docum/un/edu_conv.htm
Согласно ст. 1 этой Конвенции, запрещается проявление любой дискриминации в области образования, в частности: закрытие для какого-либо лица или группы лиц доступа к образованию любой ступени или типа; ограничение образования для какого-либо лица или группы лиц низшим уровнем образования; создание или сохранение раздельных систем образования или учебных заведений для каких-либо лиц или группы лиц по общему правилу; создание положения, несовместимого с достоинством человека, в которое ставится какое-либо лицо или группа лиц, стремящихся к получению образования.

Конвенция о правах инвалидов

Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13.12.2006
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml
Самым значимым международным документом в области защиты прав лиц с ограниченными возможностями является Конвенция о правах инвалидов. В статье 24 Конвенции говорится: «Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни».

В соответствии с Конвенцией, образование должно быть направлено на:

  • развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме;
  • обеспечение инвалидам возможности эффективно участвовать в жизни свободного общества.
  • доступ инвалидов к образованию в местах своего непосредственного проживания, при котором обеспечивается разумное удовлетворение потребностей лица;
  • предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, облегчающих процесс обучения;
  • создание условий для освоения социальных навыков;
  • обеспечение подготовки и переподготовки педагогов.

В случае ратификации Конвенции, Российской Федерацией, положения международного документа станут неотъемлемой частью российского законодательства. Россия должна будет принять на себя обязательства по включению всех вышеназванных положений в правовые нормы, регулирующие правоотношения в сфере образования, в том числе определение «инклюзивного образования» и механизмов его реализации.

Конвенция о правах ребенка
Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года

http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml
Конвенция ООН о правах ребенка закрепляет право всех детей получать образование без дискриминации по какому-либо признаку, право ребенка на уважение его достоинства, проживание в семье, право детей-инвалидов на социальную интеграцию.

«Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» , Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 г
http://edu-open.ru/Portals/0/Documents/law_m9.doc
В июне 1994 года более трехсот участников, представляющих 92 правительства и 25 международных организаций, собрались в Саламанке, Испания, в целях содействия достижению целей образования для всех и рассмотрения тех изменений, которые необходимо осуществить для поощрения инклюзивного образования, а именно: обеспечения того, чтобы школы могли быть открытыми для всех детей, особенно детей с особыми образовательными потребностями.
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disabled.shtml
Стандартные правила ООН об обеспечении равных возможностей для инвалидов не являлись обязательными для исполнения, но стали нормами международного обычного права, когда они признаются большим числом государств, выразивших желание соблюдать международное право.

В области образования эти правила не только закрепляют право каждого ребенка, молодого человека или взрослого с инвалидностью на образование, но и говорят о том, что такое образование должно предоставляться в интегрированных условиях, в общей системе образования.

Федеральная нормативно-правовая база обучения, воспитания и образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2017 годы от 30.06.2016 № МОН-пр-4154
Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации http://минобрнауки.рф/документы/ajax/8588
О совершенствовании деятельности Психолого – медико - педагогических комиссий
Письмо Минобрнауки РФ с методическими рекомендациями, подготовленными МГППУ от 23.05.2016 № ВК-1074/07

http://edu-open.ru/Portals/0/Federal/VK-1074_07_ot_23.05.2016.pdf
«Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" Письмо Минобрнауки России от 11.08.2016 №ВК-1788/07
http://минобрнауки.рф/документы/8697
Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» - Приложения N2 и N3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4.08.2008 г. N 379н
http://edu-open.ru/Portals/0/Documents/law16.doc
Конституция РФ
Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование. Принцип равноправия включает также запрещение дискриминации по состоянию здоровья. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность общего и начального профессионального образования.
http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=145
«Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» - Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р (извлечение)
http://edu-open.ru/Portals/0/Documents/law12.doc
К О Н Ц Е П Ц И Я развития дополнительного образования детей
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р
http://edu-open.ru/Portals/0/Documents/Federalny/Концепция%20ДОП%204.09.2014.pdf
«Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»
Приложение к Письму Минобразования и науки РФ от 27.06.2003 № № 28-51-513/6
http://edu-open.ru/Portals/0/Documents/law20.doc
О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) Письмо Минобразования РФ от 16.04.2001 № N 29/1524-6
http://edu-open.ru/Portals/0/Documents/law26.doc
О коррекционном и инклюзивном образовании детей Разъяснения Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 июня 2013 г. №ИР-535/07 от 07.06.2013 № ИР-535/07
http://edu-open.ru/Portals/0/Documents/law/IR-535_07_O_korrekcionnom_i_inkljuzivnom_obrazovanii_detej.pdf
О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599
http://edu-open.ru/Portals/0/Federal/ukaz_ot_7_maya_2012_o_politike_v_oblasti_obrazovaniya.doc
О мероприятиях по реализации государственной социальной политики Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597
http://edu-open.ru/Portals/0/Federal/ukaz_prezidenta_ot_7_maya_po_realizacii_soc__politiki.doc
О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761
http://edu-open.ru/Portals/0/Federal/стратегия%202012-2017.doc
О порядке и условиях признания лица инвалидом Постановление правительства РФ от 20.02.2006 № N 95 (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 N 247)
http://edu-open.ru/Portals/0/Documents/law/inval.doc
О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 07.01.1999 № N 70/23-16
http://edu-open.ru/Portals/0/Documents/28.docx
О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения) Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № № 27/901-6
http://edu-open.ru/Portals/0/Documents/law35.doc
О ратификации Конвенции о правах инвалидов Закон РФ от 03.05.2012 № 46-ФЗ
http://edu-open.ru/Portals/0/Federal/o_ratifikacii_konvencii_o_pravah_invalidov.doc
О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № № АФ-150/06
http://edu-open.ru/Portals/0/Documents/law37.doc
О социальной защите инвалидов в Российской Федерации Закон Российской федерации с дополнениями и изменениями от 24.11.1995 № N 181-ФЗ
http://edu-open.ru/Portals/0/Documents/law/soc_defence.doc
Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях Письмо Минобразования РФ от 16.01.2002 № N 03-51-5ин/23-03
http://edu-open.ru/Portals/0/Documents/law27.doc
Об использовании дистанционных образовательных технологий Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 № N 137
http://edu-open.ru/Portals/0/Documents/law33.doc
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СЕМЕЙНОЙ ФОРМЕ Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.11.2013 № НТ-1139/08
http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=535
Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект Письмо Минобразования РФ от 03.04.2003 № N 27/2722-6
http://edu-open.ru/Portals/0/Documents/law31.doc
Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях Постановление Правительства РФ от 18.06.1996 № N 861 (с изменениями от 1 февраля 2005 г.)
http://edu-open.ru/Portals/0/Documents/law14.doc
Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014
http://edu-open.ru/Portals/0/Documents/law/prikaz_minobrnauki_ot_30.08.2013_n_1014.doc

Региональные (Законы Тульской области, постановления и распоряжения Правительства Тульской области , а также приказы Министерства образования Тульской области).

Приказ №1326 О реализации приказов

Информационная справка об образовании детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в Тульской области

https://education.tularegion.ru/upload/iblock/f15/f15a6a8494eb07f79a044b463f51bfa8.docx

Сведения о центральной (областной) и территориальных психолого-медико-педагогических комиссиях Тульской области

https://education.tularegion.ru/upload/iblock/eb9/eb9d01b30243353175636429c8a66c49.docx

Приказ министерства образования Тульской области от 03.12.2013 № 892

https://education.tularegion.ru/upload/iblock/0c0/0c0550df319f46d6e514f2b1571b5490.pdf

План мероприятий по профориентации

https://education.tularegion.ru/upload/iblock/f63/f63ccfe5cff1c2916e3794e48af5823a.pdf

Приказ комитета по образованию администрации муниципального образования город Ефремов от 10.10.2017 г. №313а "О реализации приказа министерства образования Тульской области от 13.09.2017 №1326 "О реализации приказов Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 июня 2017 г. №468н и от 15 октября 2015 г. №723н"

Организация обучения и воспитания детей с ОВЗ.

 

Письмо Министерства труда и социальной защиты Тульской области от 11.07.2017 №17ДЛ/5379 "О внедрении социального персонального информационного навигатора для детей инвалидов". Во исполнение поручения от 05.07.2017 №55-К-20/7696 на обращение Государственного учреждения - Тульского регионального отделения Фонда Социального страхования Российской Федерации по вопросу внедрения Социального персонального информационного навигатора (далее ПИН) для детей-инвалидов сообщаю.
ПИН -это годовая программа, где маршрут обеспечения ребёнка с ограниченными возможностями расписан по месяцам в течение года. Документ содержит информацию о сроках доставки технических средств реабилитации и протезно-ортопедических изделий, способах информирования о доставке, контактные данные.
За каждым ребёнком закреплён сотрудник регионального отделения - куратор ПИНа, который контро