Профессиональное развитие педагогических работников.

Создание условий для профессионального развития педагогов в условиях введения ФГОС предполагает реализацию компетентностного подхода. Основными категориями с данной точки зрения выступают следующие:

1. Профессиональная компетентность -  совокупность знаний, позволяющих квалифицированно судить о вопросах, относящихся к сфере профессиональной деятельности; раскрывается через следующие показатели:

  • владение профессиональными знаниями, умениями и навыками;
  • способность высказывать авторитетное мнение о различных проблемных ситуациях;
  • готовность и способность действовать самостоятельно, ответственно, с гарантией результата.
2. Профессиональная культура - владение педагогическим наследием, которое составляет эталон настоящего.
3. Квалификация - требования профессиональной деятельности к работнику, соответствие которым выражается в образовательном цензе и других профессиональных достоинствах.
4. Профессиональное поведение - соответствие деятельности педагога лучшим образцам профессионализма: творческая активность, индивидуальный стиль деятельности, "педагогический почерк"
Выделяются четыре аспекта реализации компетентностного подхода в образовании (В.В. Давыдов, Э.В. Эльконин, Э.В. Ильенков, В.В. Краевский, И.А. Зимняя, С.В. Кульневич, А.В. Хуторской и др.)
  • ключевые компетентности;
  • обобщённые предметные умения;
  • прикладные предметные умения;
  • жизненные навыки.
На современном этапе на передний план выходит аспект ключевых компетентностей. Понятие ключевых компетентностей ещё не определено достаточно чётко. Однако в целом можно сказать, что ключевые компетентности характеризуются тем, что они:
  • позволяют решать сложные (неалгоритмические) задачи;
  • полифункциональны (позволяют решать разные задачи одного поля);
  • переносимы на разные социальные поля (на разные области деятельности);
  • требуют сложной ментальной организованности (включения интеллектуальных, эмоциональных качеств);
  • сложно устроены и для реализации требуют целого набора навыков (навыки сотрудничества, понимания, аргументации, планирования);
  • реализуются на разных уровнях.
С позиции компетентностного подхода профессиональное развитие педагогов ДОУ осуществляется в трёх взаимосвязанных плоскостях:
  • профессиональное саморазвитие старшего воспитателя;
  • профессиональное развитие конкретного педагога;
  • развитие педагогического коллектива как профессионального сообщества.
 
Далее